В магазинах до 400 м
2 самое простое и бюджетное решение - приточно-вытяжная вентиляция с электрическим или водяным подогревом. Система кондиционирования может быть установлена отдельно.
В помещениях площадью больше 400 м
2 экономически выгодно примененять приточно-вытяжную систему вентиляции с рекуперацией тепла, которая экономит до 80% электроэнергии. Объем вытяжки должен быть полностью компенсирован, устанавливается несколько приточно-вытяжных систем, которые лучше всего применять вместе с чиллером.
Важно учесть:
- соблюдение кратности воздухообмена с учётом выделения тепла от оборудования, людей, а также всех видов излучения, проводится проверка на ПДК СО2
- отдельные системы вентиляции для разных залов с товарами, которым необходимы различные параметры воздуха
- учёт выделения СО2, независимо от времени суток и периода года, составляет 20 л/час на человека
- для магазинов, расположенных на первых этажах общественных строений, не допускается совмещать систему вентиляции с общедомовой.
- в кладовых необходимо организовывать естественную вытяжку с раздельными выводящими каналами
- необходимо учитывать летние и зимние температуры, а соответственно и режимы подогрева и охлаждения
- в разгрузочно-погрузочных помещениях устанавливать воздушно-тепловые завесы
Требования к вентиляции магазина одеждыв магазине одежды важны две составляющие:
- комфорт посетителей.
- сохранность одежды и обуви.
Для этого нужно правильно рассчитать объем воздухообмена в помещении. В магазине одежды на одного посетителя приходится примерно 3,5 м
2, норма подачи воздуха для покупателя – 20 м³/ч, для продавца - 60 м³/ч.
Но есть особенности:
- обязательно поддержание комфортной температуры 22-24°С в районе примерочных
- обеспечить отсутствие повышенной влажности – особенно это важно для салонов, где продаются меховые и кожаные изделия.
- для мест хранения одежды, на полках, в закрытых шкафах –обеспечить дополнительную вытяжку, чтобы одежда сохраняла запах свежести.
- витрина со стеклом, выходящая на улицу, требует подачи дополнительного притока для отсутствия запотевания.
Требования к вентиляции продуктового магазинаСамое важное – сохранность товара. Каждый тип продукции имеет собственные требования по условиям хранения. Вентиляция играет важнейшую роль наряду с системой кондиционирования.
Практически в каждом продуктовом магазине устанавливаются холодильники и морозильники, выделяющие тепло, поэтому необходима система рециркуляции.
Помещения с собственным горячим цехом, должны быть оборудованы отдельной системой вентиляции. Также нужно учитывать:
- большое выделение тепла. Воздух, нагретый свыше 150°С, удаляется через теплоизолированные вентканалы ввиду вероятности пожара. Над каждой плитой устанавливают вытяжной зонт с вентилятором для отведения горячего воздуха, пара, частиц жира и копоти.
- источники пара. Посудомоечные машины насыщают воздух влагой, что приводит к образованию конденсата, поэтому вытяжные рукава над ними должны быть защищены от коррозии на расстоянии 5-7 м
- желательно использовать автоматические системы пожаротушения, которые препятствуют распространению огня по вентиляционным каналам.
Торгровые центры:В однообъемных торговых центрах не нужно регулировать температуру в разных помещениях. Такие торговые площади зачастую оборудуют одной системой, объединяющей в себе сразу вентиляцию, отопление и кондиционирование. Функции системы вентиляции выполняет крышный кондиционер. Из помещения в кондиционер поступает воздух, который смешивается с поступающим подогретым либо охлажденным свежим и возвращается назад в помещение. В теплый сезон крышный кондиционер обеспечивает подачу холодного воздуха. В холодное же время года воздух нагревает калорифер. При использовании водяного калорифера тепло поступает из котельной или теплового пункта. Зачастую крышный кондиционер заменяет приточная вентиляция, которая имеет секцию водяного нагрева и охлаждения.
В многофункциональных ТЦ с множеством помещений обычно устанавливают приточную вентиляцию с наличием секции охлаждения и системой вытяжки. Для кондиционирования применяются чиллеры.
Монтаж основного оборудования и магистральных коммуникаций осуществляется на этапе строительства. В дальнейшем арендаторы коммерческих площадей сами устанавливают воздуховоды, фанкойлы, вентиляционные решетки и пр.
Супермаркеты:Помещения супермаркетов обычно имеют высокие потолки и ригели. Это приводит к стратификации воздуха по высоте — в верхней части помещения он заметно теплее. Поэтому вытяжку делают из верхней зоны.
Несмотря на то что вся торговая зона зачастую оказывается единым помещением, она подвержена четкому зонированию. В любом супермаркете есть зоны со стеллажами, холодильниками, морозильными камерами, зоны продажи свежей еды и полуфабрикатов, зоны непродовольственных товаров. Для каждой зоны формируются собственные принципы организации воздухообмена, воздушных потоков и температурных режимов. Супермаркеты отличаются весьма большим тепловыделением как от оборудования, так и от людей.
В супермаркетах обычно предусматривают одну или две приточные и несколько вытяжных систем. Основная вытяжная система (общеобменная) обслуживает торговый зал. Она может быть задействована и для вытяжки из офисных помещений. Кроме того, отдельные вытяжные системы предусматривают:
- на кухне
- в помещении пекарни
- из санузлов и душевых комнат
- из помещений погрузки/разгрузки.
В торговые залы требуется подавать значительный объем воздуха. При этом следует учитывать дальность струи, создаваемой приточными решетками, чтобы не задувать посетителей.
Приточный воздух не подается над холодильными камерами и морозильными ваннами — это сильно снижает эффективность их работы. Чем меньше они обдуваются снаружи, тем лучше сохраняют вокруг себя холод.
Баланс приточного и вытяжного воздуха обеспечивает заданное направление движения запахов. В отделах с более пахнущей продукцией предусматривают доминирование вытяжки, в отделах с менее пахнущей продукцией — доминирование притока.
Если в магазине произошла существенная перестановка, следует заново отрегулировать систему вентиляции.
Потоки приточного воздуха могут быть использованы и в качестве воздушной завесы для разграничения двух типов товаров. Для этого применяются щелевые приточные решетки.
Серьезной преградой для распределения приточного воздуха являются стеллажи с продукцией. Если при подходе к верхней точке стеллажа воздушная струя раскрылась недостаточно, то воздух попадет только в один проход. Для равномерного воздухораспределения следует учитывать форму струи решетки, скорость и ширину ее раскрытия или предусматривать приточные решетки над каждым проходом.
Ввиду того, что посещаемость любого магазина сильно меняется в течение суток, рекомендуется, чтобы основные приточные и вытяжные системы имели возможность плавного регулирования производительности. Это поможет существенно сэкономить не только на мощности, потребляемой вентилятором, но и на мощности, затрачиваемой на нагрев или охлаждение приточного воздуха.
Согласно ТСН 31-315—99, воздушные завесы при входе в магазин следует предусматривать, если расчетное количество проходящих посетителей в течение часа превышает 250 человек. Кроме того, воздушные завесы на входе должны быть установлены при наличии рабочих мест, расположенных смежно со входом или рядом с входной группой. Таким образом, наличие рабочего места охранника возле входа в магазин обязывает использовать тепловые завесы.
Воздушные завесы у ворот разгрузочных помещений, согласно ТСН 31-315—99, следует применять в продовольственных магазинах с торговой площадью более 1500 квадратных метров и в непродовольственных магазинах с торговой площадью более 2500 квадратных метров.